Формализация и преобразование

Анализ английской научной прозы показывает, что при исследовании стилистических оппозиций необходимо разграничивать два разных  Процесса: формализацию оппозиции и ее преобразование.

При формализации оппозиции один из ее элементов (эмоциональный, образный или разговорный) теряет - в силу целого ряда причин - свои ингерентные свойства и становится регулярно повторяющимся элементом научного текста; под преобразованием оппозиции понимается лишь некоторая, варьируемая в широком диапазоне степень утраты языковыми единицами своих характерных свойств.

В этом случае маркированный член оппозиции может проникать в научный текст лишь при наличии ряда жестких ограничительных условий. При этом изучение стилистической оппозиции подразумевает две ступени анализа: уяснение специфики функционирования стилистической оппозиции и изучение процессов нейтрализации в пределах оппозиции, приводящих в ряде случаев к узуальному оформлению одного из ее членов.

Крайним проявлением узуального оформления одного из членов оппозиции является полное снятие стилистического различия. Это - предельный случай нейтрализации, своего рода синкретизм, который "связан с уменьшением количества различий между вариантами до нуля за счет позиционного превращения дифференциального признака в интегральный".

Какова роль стилистических оппозиций в изучении функционального стиля? Одним из наиболее уязвимых мест в лингвостилистическом изучении функционально упорядоченных систем является отсутствие единой системы общих принципов, которые смогли бы лечь в основу анализа любого функционального стиля, будь то научная проза, художественная проза, официально-деловой стиль и т.д.

Изучая лингвистическое своеобразие функционально организованных систем словесного выражения, стилисты исходят, как правило, из явлений, наиболее характерных для данного стиля.

Так, традиционный подход к стилю научной прозы связан с изучением структур, типичных для научного повествования, и основывается в первую очередь на рассмотрении разного рода причинно-следственных отношений, придающих научной мысли  мотивированность и логическую аргументированность.

Запишись на бесплатный вводный урок
Идет загрузка