Элементы речи

Не только художественная и научная проза характеризуется своеобразной комбинацией элементов письменной и устной речи. Для современной русской деловой прозы и языка газеты также типично сочетание различных рядов слов (и синтаксических конструкций), относимых, с одной стороны, к разговорной, с другой к книжной лексике.

В результате эти слова (и конструкции) перестают быть противопоставленными друг другу в плане функционально-стилистических разграничений. В свою очередь, стилистическая нейтрализация разговорных элементов в деловой, газетной и научной литературе приводит к перемещениям внутри синонимических рядов, между членами которых возникают новые парадигматические отношения.

Поскольку разговорные конструкции неоднородны с точки зрения потенции их проникновения в письменные сферы языка, высказывается интересная мысль о том, что один из путей изучения разговорной речи состоит в определении и описании той ее части, которая способна найти свое место в письменных текстах.

Переходя к рассмотрению другой стилистической оппозиции, а именно образное/без образное, отметим, что нейтрализация одного из ее членов проявляется в наличии специфически рационального подхода к использованию субъективной (метафорической) образности в научной прозе, в существовании целого ряда ограничений (подробнее о них см. ниже), накладываемых на метафору в научных текстах. Стремление научного письма к использованию точных, недвусмысленных формулировок, лишенных элемента коннотации и суггестивности, типичного для всякой оригинальной речевой метафоры, приводит к созданию метафоры принципиально иного типа, в значительной степени нейтрализованной в своих эмоциональных и эстетических качествах.

Метафора, функционирующая в научной прозе, неизбежно встает в оппозицию по отношению к безобразным языковым средствам, в основе которых строится любое научное повествование. Эта оппозиция проявляется прежде всего в том, что безобразный характер научного текста, требующий изложения мысли в строгих логических категориях, накладывает на метафору четкие ограничения и диктует ей принципы возможного допуска в научное изложение.

Запишись на бесплатный вводный урок
Идет загрузка